Особый интерес к истории Мукачевской Епархии пробудился в конце 18 века, во время борьбы с "ягерскими". Раньше, во время введения унии, положение церкви описывалось в официальных докладах должностных лиц, - напр. Архиеп. Липпая от 2 июля 1654 года. Для того чтобы защитить право на канонизацию Епархии, надо было обратиться к прошлому и указать на его богатство. Это было сделано протоигуменом Иоанникием Базиловичем в его 2-х томной (6 частей) работе "Brevis Notitia", изданной в Кошицах в 1799-1805 годах. Каждый последующий историк церкви Закарпатья неизменно обращался к трудам ученого протоигумена. Насколько тема борьбы с ягерскими была близка сердцу духовенства, а и народа, показывает много лет после того изданная свящ. Иоанном Дулишковичем работа: Исторические Черты угрорусских. Ужгород. 1874-1877, - где этому процессу отводится много места и внимания.
В 19 веке центральным историческим тезисом была защита чистоты восточного обряда, что отражено, например, в деятельности свящ. Иоанна Раковского, да и других и, отчасти, общества свтт. Василия Великого. Аналогичное движение в Галиции, носило название обрядовцев (прот. Наумович).
В конце XIX и в начале XX века возникает православное движение.
Эти главные исторические импульсы были отражены в значительном количестве, как исторических, так и других сочинений, - в защиту или опровержение. Кроме того, было достаточно публикаций статического характера.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История Церкви || История Мукачевской епархии в древнее время || История Мукачевской епархии в новейшее время || Источники церковной истории Мукачевской епархии || Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость || Географическое положение Мукачевской епархии || Горы. Реки. Переходы – Прислопы. Леса. Климат || Население || Язык. Обычаи
|